B2B-маркетинг и его особенности

Эффективный B2B-маркетинг — сложная задача. Между творческими требованиями, бюджетными ограничениями и решениями по каналам маркетологам приходится жонглировать множеством инструментов при разработке своей маркетинговой стратегии. Однако самый серьезный фактор, который определяет эффективность маркетинга — целевая аудитория бизнеса. Важно понимать, с какими компаниями вы работаете, в чем их проблемы, как их решит ваш продукт. Подробнее — в материале экспертов агентства комплексного маркетинга Exiterra.

Что такое маркетинговая стратегия B2B?

Маркетинговая стратегия в B2B (от англ. business-to-business — «бизнес для бизнеса»)— это план для охвата определенной целевой группы и превращения её в клиентов своих продуктов или услуг. 

B2B-маркетинг  — это процесс продвижения товаров и услуг для других компаний. В отличие от B2C-маркетинга, где целевая аудитория — конечный потребитель, B2B-маркетинг ориентирован на корпоративных клиентов, включая организации, предприятия и других бизнес-партнёров.

Хорошая маркетинговая стратегия вращается вокруг самой основы компании: ее основных ценностей, позиционирования бренда, целевого рынка и целевой группы.

Компании, ориентированные на маркетинг, ставят свою маркетинговую стратегию на один уровень со стратегическими целями бизнеса. В таких компаниях все другие стратегии — продаж, цифровизации, выхода на рынок, НИОКР и тому подобное, — вытекают из маркетинговой стратегии.

Ключевое преимущество маркетинговой стратегии в том, что она помогает достигать бизнес-целей, увеличивать доход компании, привлекать новых покупателей. В этом плане стратегические решения B2B аналогичны B2C. Однако между этими направлениями бизнеса есть существенные различия, которые определяют подходы к стратегии:

ХарактеристикаМаркетинг в сфере B2BМаркетинг в сфере B2C
Цель маркетингаОправдать окупаемость инвестиций, продемонстрировать экспертизу брендаЗакрыть текущую потребность клиента с помощью выгодного для него предложения

Мотивация покупки

 

Рациональный подход к выбору решения, снижение финансовых и репутационных рисковЭмоциональное и зачастую спонтанное желание покупки
Процесс покупкиПокупатели предпочитают работать с менеджерами по работе с клиентами. От выбора продукта до покупки проходит несколько этапов согласований.Клиенты совершают покупки быстро и напрямую у компании, например, с помощью онлайн-каталога.
Цель покупки

Закрыть проблему бизнеса в долгосрочной перспективе.

 

Устранить текущую проблему. Долгосрочные отношения возможны, но необязательны..

Как разработать маркетинговую стратегию в B2B

Стратегия маркетинга в B2B компаниях всегда выводится из более общей картины. Отдельные аспекты работы по стратегии излагаются в маркетинговой тактике и конкретизируются в маркетинговом плане.

Можно выделить 6 ключевых шагов по созданию маркетинговой стратегии в B2B:

Определите маркетинговые цели

Маркетинговые цели вытекают из цели компании. Все маркетинговые цели должны способствовать достижению более масштабной задаче — достичь успеха на определенном рынке B2B.

Проанализируйте текущую бизнес-ситуацию

Вы можете создать свою стратегию с нуля или обновить текущую. В любом случае вам необходимо проанализировать текущее состояние ваших каналов и инструментов, чтобы понять, какие решения для продвижения продукта будут максимально эффективными.

Определите группу лиц, которые принимают решения

Компания сама по себе — это не целевая группа. Как правило, на промышленных рынках решения принимают несколько человек с разными ролями. Поэтому критически важно определить нужную цепочку, с которой будут работать маркетологи и менеджеры по продажам.

Опишите путь клиента

Путь клиента — это цепочка взаимодействий с брендом от первоначальной заинтересованности в продукте до превращения в лояльного покупателя. Карта клиентского пути — ядро вашей стратегии, которое отвечает на вопрос «Как бренду нацелиться на клиентов на каждом этапе воронки?»

Создайте свой маркетинговый план B2B

Сам маркетинговый план отражает первые 4 шага. Это всеобъемлющая, действенная схема, которая описывает детали того, как обращаться к целевой группе. Каналы и контент сопоставляются с путем клиента. С помощью плана вы фокусируетесь на том, как донести до покупателей ваше УТП.

Сделайте свои результаты измеримыми

Маркетинговый контроль – это необходимость. Современный цифровой маркетинг основан на KPI и больших данных. Этот последний шаг вашей маркетинговой стратегии закрывает цикл вашего анализа и делает действия измеримыми.

Какие инструменты применять в B2B-маркетинге

Инструменты B2B-маркетинга — это комплекс решений, которые применяют в зависимости от масштабов бизнеса и его специфики. Так, крупные предприятия могут использовать самый широкий спектр инструментов — от CRM- и контент-маркетинга до крупномасштабных и дорогих рекламных кампаний. Малый и средний бизнес обычно фокусируется на SEO, рассылках и работе с социальными сетями.

  1. CRM. Этот инструмент помогает в маркетинге, который направлен на действующую базу и потенциальных покупателей. С помощью CRM  бренд может поддерживать постоянную коммуникацию с клиентами, последовательно перемещать их по воронке продаж.
  2. Таргетированная реклама. Таргетинг сегодня доступен на разных платформах: в социальных сетях, мессенджерах, поисковых системах, на сайтах. Для настройки таргетированной рекламы необходимы соответствующие компетенции, чтобы не слить маркетинговый бюджет.
  3. SEO. С помощью поисковой оптимизации компания улучшает технические возможности своего сайта, а также его содержимое. SEO помогает сделать компанию более заметной в интернете и привлечь целевой трафик на сайт.
  4. Рассылки. Помогают поддерживать коммуникацию с клиентами за счет полезного и качественного контента. Кроме того, рассылки позволяют оптимизировать маркетинговые кампании за счет обратной связи от покупателей.
  5. Контент-маркетинг. Одно из самых масштабных направлений маркетинга. Оно предусматривает создание контента как для сайта компании, так и для площадок, на которых присутствует целевая аудитория. С помощью контент-маркетинга бренд раскрывает подробную информацию о своем продукте, объясняет, как он решает проблемы клиентов, снимает возражения.
  6. SMM. Маркетинг в соцсетях включает в себя исследование аудитории, разработку контент-плана, способы продвижения продукта на выбранных платформах. Грамотный SMM помогает превратить бизнес-сообщество в полноценный канал продаж.

Маркетинг не будет эффективным, если вы не будете помнить о своей целевой аудитории. А никакая другая аудитория не является столь изменчивой и критичной, как корпоративные клиенты. Ваш маркетинг должен сообщать, как ваш бизнес может помочь им в долгосрочной перспективе.

Последние публикации автора


Мосбиржа и СПБ Биржа сообщили дату возобновления торгов акциями ЮГК

Возобновление торгов акциями ЮГК на Мосбирже и СПБ Бирже.

Мосбиржа и СПБ Биржа возобновят торги акциями «Южуралзолота» (ЮГК) с 14 июля. Решение связано с отменой предписания Банка России, сообщают торговые площадки.График торгов:. На Мосбирже торги начнутся с аукциона открытия (09:50–10:00 мск). 14 июля бумаги будут доступны на основной и вечерней сессиях, а в последующие дни — во всех торговых сессиях. На СПБ... Читать 1 мин.

Мосбиржа и СПБ Биржа сообщили дату возобновления торгов акциями ЮГК

Центробанк назвал самый доходный и самый убыточный актив за первое полугодие

Корпоративные облигации лидируют по доходности, но золото — долгосрочный фаворит.

Корпоративные облигации остаются самыми доходными активами на российском рынке в первом полугодии 2025 года, следует из июньского «Обзора рисков финансовых рынков» Банка России. Однако в годовом выражении золото демонстрирует лучший результат, несмотря на два месяца подряд снижения.ТОП-5 самых доходных инструментов за январь–июнь 2025 года:. Корпоративн... Читать 1 мин.

Центробанк назвал самый доходный и самый убыточный актив за первое полугодие

Bitcoin установил новый максимум, прибавив 2,7% за сутки

Биткоин обновил исторический рекорд, приблизившись к $112 000.

Цифровое золото продолжает рост: Bitcoin установил новый ценовой рекорд, превысив $111 900 за монету на бирже Binance. За последние 24 часа криптовалюта прибавила 2,7%, достигнув отметки $111 700, а к моменту публикации данных котировки стабилизировались около $111 200.Восстановление после февральского обвала. Нынешний рост особенно примечателен на фоне... Читать 1 мин.

Bitcoin установил новый максимум, прибавив 2,7% за сутки

Набиуллина сообщила о большой вероятности нового снижения ключевой ставки

ЦБ может снизить ключевую ставку уже в июле.

Банк России с высокой долей вероятности вернётся к вопросу о снижении ключевой ставки на ближайшем заседании 25 июля. Об этом заявила Эльвира Набиуллина, глава регулятора, выступая на Финансовом конгрессе.«Если текущие экономические тенденции сохранятся и не возникнет непредвиденных обстоятельств, мы, скорее всего, рассмотрим снижение ставки и определим... Читать 1 мин.

Набиуллина сообщила о большой вероятности нового снижения ключевой ставки

АСВ собирается выплачивать возмещение вкладчикам через СБП и в цифровых рублях

АСВ планирует выплачивать страховые возмещения через СБП и цифровой рубль.

Агентство по страхованию вкладов рассматривает возможность выплаты страхового возмещения вкладчикам через Систему быстрых платежей и платформу цифрового рубля. Об этом сообщила Наталья Болдырева, директор департамента страхования АСВ, в рамках марафона по финансовой грамотности «ПроФит». Кроме того, АСВ работает над внедрением онлайн-подачи заявлений на... Читать 1 мин.

АСВ собирается выплачивать возмещение вкладчикам через СБП и в цифровых рублях
Заровнятных Ольга
Руденко Илья
09.07.2025
«Перекрёсток» проводит экскурсии для школьников по здоровому питанию
Сеть супермаркетов «Перекресток» расскажет школьникам всё о здоровом питании
PR-ME.ru — сервис онлайн маркетинга и продвижения
PR-ME.ru
19.06.2025
89 шагов в ТОП-10: полное руководство по самостоятельному продвижению сайта
Достигаем 80% результата за 20% усилий: используйте этот список шагов для самопроверки или...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
09.07.2025
АСВ собирается выплачивать возмещение вкладчикам через СБП и в цифровых рублях
АСВ планирует выплачивать страховые возмещения через СБП и цифровой рубль.
Соболева Галина
Сорокина Елена
10.07.2025
Уроки маркетинга семьи Лаудер: наследие Эсте и Леонарда
Статья посвящена анализу уникального маркетингового наследия семьи Лаудер, основателей кос...
Кондауров Олег
Кондауров Олег
07.07.2025
Курс доллара подскочил на фоне новых торговых пошлин Дональда Трампа
На фоне возможного ужесточения торговой политики США доллар продемонстрировал рост, тогда ...
PR-ME.ru — сервис онлайн маркетинга и продвижения
PR-ME.ru
18.06.2025
Как сделать сайт на WordPress: полное руководство для начинающих
По шагам создаем сайт на конструкторе WordPress самостоятельно.